
Святой с собачьей головой и песни мифов
ивангородский мастер создает необычные витражи для трех городов
Глава ремесленной мастерской «Верес» Виктор Федосеев приступил реализации проекта «Пермские вехи. Кудымкар и Чердынь. Песнь мифов», выигранного «Вересом» в грантовом конкурсе Фонда Президентских грантов. Недавно он вернулся из командировки в Кудымкар, где будет установлен один из витражей, что создадут вскоре участники проекта под чутким руководством мастера.
Путь к истокам
«Запускаем глобальный проект, посвящённый пермским мифам! В фокусе — города Кудымкар и Чердынь. В Кудымкаре планируется витраж на тему коми-пермяцкого божества Кудымоша — по гравюре местного художника В. Онькова, - рассказал Виктор Федосеев газете «Время», - в Чердыни будут витражи по мотивам иконы: святой Лавр, святой Флор, святой Христофор Псоглавец, который, кстати, считается покровителем охотников — главного промысла в регионе. Всё делаем максимально аутентично! Витраж с Кудымошем появится в Коми-пермяцком этноцентре, будет установлен в деревянной раме.
Запланированы мастер-классы по витражу не только в Кудымкаре, но и в Ивангороде. В Чердыни Псоглавец появится в Музее веры, плюс будут мастер-классы и там, и в Ивангороде. Приглашаем всех, кто интересуется витражными техниками — занятия будут идти и для начинающих, и для продолжающих учебу в нашей мастерской на водопаде в Ивангороде.
Почему именно я делаю этот проект? У меня корни из Пермского края: мама родом из села Чураки, Чердынский уезд. Это мой личный путь к истокам, к генеалогии, сопоставление финно-угорских корней. Для меня важно показать в проекте, что Россия — это разные культуры, народы и они все вместе создают нашу страну. Как художнику мне интересны глубокие смыслы, душа народа, мифы, которые передаются из поколения в поколение. Это вдохновляет больше всего!»
Волонтеров обучат бесплатно
При воплощении проекта будут созданы уникальные витражи в технике «тиффани» с участием детей. В Ивангороде на базе мастерских «Верес» будут изготовлены основные витражи: один витраж по мотивам Коми-пермяцких мифов, который будет установлен в знаковом месте Кудымкара, и серия из пяти витражей отправится в Чердынь.
Мастерские продолжат свою работу и по завершении проекта: будут обучены помощники мастера для проведения мастер-классов. Занятия по изучению технологии изготовления и производству витражей будут проходить в Ивангороде два раза в неделю в течение четырёх месяцев проекта, в Чердыни и Кудымкаре - по 10 занятий в течение месяца. Все участники проекта изучат технологию производства витражей, получат уникальные и важные трудовые навыки, разовьют свои творческие способности, получат опыт совместного творчества и социальной коммуникации.
Завершающим мероприятиями проекта станет торжественная презентация установки уникальных витражей. Каждый витраж будет сопровождён культурно-исторической справкой по объекту и краткой презентацией всего проекта.
Загадка Христофора Псоглавца
Фигура одного из святых, изображение которого появится на витраже, святого Христофора с собачьей головой, пожалуй, самая загадочная в истории. Его имя окутано множеством легенд и мифов, а иконографические особенности вызывают споры у исследователей и верующих.
По церковному преданию, Христофор жил в III веке и был родом из Ликии (территория современной Турции). Первоначально язычник и человек огромной силы, он обратился в христианство и был подвергнут мученической казни за веру при императоре Декии. Центральный эпизод его жития связан с историей о том, как Христофор помогал путникам переправляться через бурную реку. Однажды он перенёс на себе ребёнка, который оказался самим Иисусом Христом. С тех пор святого стали называть Христофором — в переводе с греческого «носящий Христа».
Одна из самых загадочных сторон культа святого — его прозвище Псоглавец, полученное из-за необычного изображения с головой пса, встречающегося преимущественно в восточнохристианских и древнерусских традициях. Истоки такого образа объясняют по‑разному. По одной из версий, причиной стал буквальный перенос античного мифа о племени пёсьеголовых «киноцефалов» — мифических обитателей далёких земель. Согласно другой версии, необычный облик возник из-за переводческих ошибок или искажения отдельных слов в древних текстах. Иногда собачья голова понималась символически — как знак прежней «дикой» языческой природы святого, которую он, став христианином, смог преодолеть.
Образ Христофора с песьей головой встречается на древнерусских иконах и миниатюрах XVI–XVII веков, однако в западной традиции его изображали обычно как могучего странника с человеческими чертами.
Таким образом, святой Христофор Псоглавец остаётся загадкой для историков и богословов. Его необычный облик, появившийся на стыке античных мифов, народной фантазии и символических толкований, напоминает: даже самые привычные религиозные образы могут скрывать удивительные истории и неожиданные смыслы.
Отрадно, что к этой тайне вскоре сможет прикоснуться любой желающий помочь «Вересу» в воплощении творческих замыслов!
Александр Кудрявцев












