
Почта, которую мы потеряли
Не подумайте, не собираюсь утверждать, что в СССР почта работала лучше. И в те приснопамятные времена письма шли неделями, даже если расстояние между городами было всего 100 км. И посылки, отправленные родственникам по случаю различных юбилеев - с духами «Красная гвоздика» и «Тройным» одеколоном – терялись в пути безвозвратно. Но это были, скорее, исключения из правил. И самое главное, не возникало сомнения, чем именно занимается почта - в основном, приемом, пересылкой и вручением почтовых отправлений, денежных переводов. Письма простые и заказные, посылки, бандероли, марки…
Теперь, заходя в почтовое отделение, не сразу соображаешь, что попал не в супермаркет – на полках всевозможные, консервы, банки с тушенкой, другие продукты, флаконы и упаковки с бытовой химией и т.д.
С робкой надеждой задумываешься: «А найдется ли здесь хоть маленькое местечко для периодической печати?» В ноябре 1992 года, согласно Указу Президента России, при Министерстве связи создалось Федеральное управление почтовой связи. За организацию подписки на периодику стали отвечать почтовые отделения связи. На этой услуге остановлюсь подробнее – история ее развития мне весьма близка, наблюдения накопились за последние 30 лет.
До и после Москвы
В 90-е годы прошлого века нам, газете «Время», и местному Кингисеппскому почтамту удалось наладить эффективное сотрудничество. Накануне очередной подписной компании мы самостоятельно, без указки сверху, определяли стоимость подписки на газету, тарифы на доставку. Это очень важно, так как, кроме экономической составляющей, есть и множество других существенных факторов: актуальность местной прессы для жителей района; платежеспособность населения и т.д. С почтамтом мы шли навстречу друг другу: коллеги устанавливали оптимальный уровень цен на подписку и доставку, а редакция, например, бесплатно публиковала их объявления; организовывала конкурсы среди почтальонов (кто больше подпишет жителей!) – с многочисленными призами и чаепитием с победителями. Всё это было легко, весело и, самое главное, высокоэффективно. Во второй половине 90-х годов наша кингисеппская почта регулярно подписывала на газету «Время» более 11 тысяч человек! Сейчас это уровень упал, как минимум, в 10 раз!
Почему произошла эта катастрофа?
Ответ очевиден. Главная причина – максимальная централизация и оптимизация всех структур и работы почты. В сентябре 2002 года началось объединение всех существующих федеральных почтовых организаций и преобразование их в федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Почта России». С 1 октября 2019 года ФГУП «Почта России» реорганизовано в АО «Почта России».
Казалось бы, какая разница, как называется та или иная структура? Конечно, дело не столько в названии, сколько в методах работы. В последние годы, накануне очередной подписной кампании, редакция заключает договор не с кингисеппскими почтовиками, и даже не с их питерскими начальниками, а с самой Москвой! Более того, именно в Москве определяют, какие тарифы на подписку и доставку должны быть в Кингисеппском районе… И столичных руководителей совершенно не интересуют ни местные условия, ни важность районных СМИ в жизни населения.
В итоге: подписная цена на газету «Время» выросла до космических высот (с учетом доходов местных жителей), а подписные тиражи сократились в разы. Причем, в общей подписной цене доля редакции составляет всего 10-15%. И в такой ситуации оказались все газеты Ленинградской области! Думаю, что и остальной России – тоже.
Там не ступает нога почтальона
Это одна сторона дела. Другая, не менее ответственная – сокращение сети АО «Почта России», печальная судьба отделений почтовой связи (ОПС). В июле 2022 года АО «Почта России» опубликовало на корпоративном сайте отчет об итогах деятельности в 2021 году. Картина весьма удручающая. Происходит сокращение сети почтовой связи. Количество ОПС снизилось более чем на 4000, еще на 152 объекта уменьшилось количество передвижных ОПС, предназначенных для замены стационарных ОПС, и ППС, предназначенных для организации там, где создание ОПС нерентабельно. «Возник новый тип объектов - участки курьерской доставки, но эти участки образуют сеть по пересылке отправлений экспресс-почты и к оказанию универсальных услуг почтовой связи отношения не имеют, - утверждает Владимир Шелихов, заслуженный работник связи РФ, действительный государственный советник Российской Федерации II класса. - Вынужден напомнить, что на парламентских слушаниях 2017 года в Государственной Думе РФ тогдашние руководители Минкомсвязи России (министр Н.А. Никифоров) и ФГУП «Почта России» (генеральный директор Н.Р. Подгузов) клятвенно уверяли депутатов, что после акционирования предприятия никакого сокращения сети почтовой связи не будет. В этом вопросе есть еще один интересный момент. В соответствии со статьей 17 171-ФЗ от 29 июня 2018 года ликвидация ОПС осуществляется на основании решения совета директоров АО «Почта России» и по согласованию с Минцифры России. Так вот, за 2020-2021 годы я не нашел ни одного решения совета директоров АО «Почта России» по ликвидации ОПС и, соответственно, ни одного согласования Минцифры России.
Если ликвидация ОПС будет продолжаться такими темпами, то становится грустно - видимо, АО «Почта России» пошло по пути ПАО «Сбербанк России» и настроено на ликвидацию значительного количества ОПС в целях повышения собственной рентабельности за счет клиентов. Вот тебе и беспрепятственный доступ всех заинтересованных лиц к услугам, оказываемым обществом, - бегай теперь в поисках ОПС».
«11 миллионов россиян проживают в населенных пунктах, где «Почта России» — это единственный представитель любого сервиса – банковского, розничной торговли, связи и т. д.», - отмечают сами руководители почты, и тут же своими руками сокращают количество почтовых отделений. Вынуждены привести такой факт: в 1918 году, во время гражданской войны и интервенции в нашей стране было открыто 600 предприятий почтовой связи в сельских местностях!
Все эти проблемы вкупе с низкой зарплатой сотрудников почты, особенно почтальонов (а груз их обязанностей с каждым годом только возрастает!) приводит к тому, что в еще не закрывшихся почтовых отделениях просто некому работать, текучесть кадров зашкаливает. Даже в черте города Кингисеппа местные газеты доставляются подписчикам с запозданием в 2-3 дня! А что уж говорить об удаленных от города сельских поселениях?! Нередко, по причине той же оптимизации, нога почтальона давно уже не ступает на территории десятков деревень! А ведь там – живые люди, которые хотят узнавать о том, что происходит в родном районе, из местных газет.
Особо подчеркну: это не вина конкретных почтальонов, а результат политики АО «Почта России». У нас есть среди кингисеппских почтальонов добрые друзья, которые доставляют газету «Время» подписчикам уже не один десяток лет! И мы, и наши читатели безмерно им благодарны.
Что же делать в сложившейся ситуации? Об одном из подходов мы рассказываем сегодня в материале «Доставим любимую газету всем миром!»
Дмитрий Ларькович