И ВРЕМЯ ГУДИТ НА КАЧЕЛЯХ ВПЕРЕД И НАЗАД ПОД ЛУНОЙ

Почти одиннадцать лет назад, 29 января 2012 года, ушел из жизни известный енакиевский поэт, член литературного объединения «Родник», один из самых интересных журналистов газеты «Енакиевский рабочий» Владимир Леонидович Скнарь.

Сведения из биографии Скнаря, с которыми можно ознакомиться на обложках его поэтических сборников, скудные. Уроженец Енакиева, в 1972 году окончил металлургический техникум, устроился на ЕМЗ и три года работал по специальности. Довелось ему очутиться и на краю земли: добывать золото на приисках Якутии, где он получил впечатления, которые помогли воспитать в себе личность, сформировать честное отношение к жизни. 

Скнарь начал писать с шестнадцати лет: пробовал себя в прозе и поэзии, посещал городское литературное объединение «Родник». В 60-80-е гг. «Родник» объединил в себе целую плеяду талантливых писателей, среди которых молодой поэт не затерялся, на его творчество обратили внимание донецкие и киевские мастера, не раз бывавшие в Енакиево с творческими вечерами; его стихи регулярно печатались на литературной странице «Енакиевского рабочего» (первое стихотворение было опубликовано в ноябре 1961 года).

Умел находить интересных людей

В 1975 году Владимир Скнарь пришел в редакцию газеты «Енакиевский рабочий», и с тех пор журналистика стала делом его жизни. Не имея специального образования, Скнарь тем не менее писал профессионально, талантливо, стараясь не избегать в своих материалах острых углов и неудобных тем.

 ‒ Возможно, где-то ему не хватало образования, ― говорит бывший главный редактор енакиевской радиокомпании, поэтесса Ирина Рубан. ― Но это был человек энциклопедических знаний. Немногие выпускники филфака так разбираются в литературе, как разбирался в ней Володя. Всю жизнь он работал над собой, много читал, причем подбирал литературу, твердо зная, что конкретно ему нужно.

‒ Как журналист он обладал одним важным качеством ― умением находить интересных людей и разговаривать с ними, ― делится воспоминаниями коллега Скнаря, бывший журналист «Енакиевского рабочего» Николай Пермяков. Вот что писал о Скнаре бывший корреспондент «Енакиевского рабочего» Алексей Ильяшевич: «Я познакомился с ним, когда начал посещать занятия городского литературного объединения «Родник» (в 2008 году - прим. автора). Готовился к печати выпуск литературной страницы в газете. Туда попал и мой первый рассказ «Уличный бродяга». На той же полосе Скнарь в нескольких предложениях оценил этот литературный дебют. Хорошо помню последние строки: «…Поражает другое: несвойственный одиннадцатилетнему мальчику трагизм, взрослая оценка ситуации». Через некоторое время он рассказал мне о литературном конкурсе для детей, который проводила областная газета «Жизнь»: «Отправь туда свой рассказ о собаке, возможно, его оценят». Я так и сделал. Занял второе место, получил в подарок магнитофон, зарядился вдохновением! Так под присмотром Скнаря я приобщался к миру творчества.

Он был строгим критиком, но слабенький рассказ о собаке ему, похоже, пришелся по душе. Наверное, потому что Скнарь по-настоящему любил животных, очень переживал, когда ушел из жизни его ротвейлер. А в отношениях с людьми все было непросто. О таких говорят: «Сложный человек».

Работая журналистом, Скнарь выбирал темы, в которых чувствовал себя максимально свободно. Особенно ему удавались материалы по краеведению. «Я не раз перечитывал замечательные очерки Скнаря о хуторах Казачьем и Татарском, ― писал А. Ильяшевич. ― Перечитывал и каждый раз изумлялся: да ведь это не уровень городской газеты! В ином распиаренном издании с огромным охватом аудитории сегодня не встретишь корреспондентов, которые могут похвастаться таким мастерством, стилем, чувством речи. Оказывается, можно всю жизнь расти «вглубь». Не хватать с неба звезд, не пробивать дорогу к славе и богатству ― быть сотрудником газеты в небольшом промышленном городе. И писать удивительные журналистские материалы».

Поэт со своим почерком и стилем

Как поэт Владимир Скнарь не нуждался в чьей-либо критике, одобрении или помощи. Уже в 70-е он стал вполне состоявшимся мастером, со своим почерком и стилем. В последние годы его стихи приобрели философский оттенок; автор часто размышлял о смысле жизни, о месте человека в мире, но эта философия – не прочитанная у Канта и Ницше, а своя, выстраданная.

Владимира Скнаря я впервые увидела в редакции городского радио, у Виктора Гавриловича Кобзаря, ― вспоминает главный редактор енакиевской радиокомпании, член СП ДНР Елена Чурилова. ― Стихи у Скнаря были замечательные: емкие, цельные. В нескольких строках он мог предельно точно выразить мысль, красиво облечь ее в художественную форму. Немногие произведения современных поэтов мы помним и цитируем наизусть, а Скнарь ― поэт, стихи которого помнишь много лет спустя после их написания.

― Мастерство поэта – несомненно, писал он размашисто, широко, но при этом Скнарь скуп на эмоции, и в этом его достоинство, ‒ добавляет бывший руководитель ЛиТО «Родник», поэт Николай Старусев.

Скнарь часто публиковался в городских и областных периодических изданиях. При жизни он издал два замечательных поэтических сборника: «В пространстве и времени» (2004 г.) и «Увидеть изнанку волны» (2007 г.). Подготовил третий ― «Тамбур дальнего следования», который его дочь Анна издала уже после смерти отца.

Характер таланта

На редактуру своих литературных произведений и журналистских материалов Скнарь всегда реагировал очень эмоционально. В «Роднике» хорошо знали: стихотворения Скнаря править нельзя, иначе нарвешься на скандал. С журналистскими текстами зачастую было то же самое.

‒ Володя был из тех журналистов, которые не лавируют, не подстраиваются под конъюнктуру, ― вспоминает Ирина Рубан. ― Он предпочитал положить материал в стол, чем опубликовать его, хотя бы незначительно исказив действительность. Таким людям в профессии приходится очень трудно.

Скнарь не был легок в общении: он имел привычку без обиняков говорить в глаза все, что думал. Никогда не расхваливал начинающих поэтов или прозаиков, если они писали откровенно слабые произведения. Поэтому многие воспринимали его критику болезненно. С другой стороны, он не отталкивал начинающих писателей, у которых были видны способности к творчеству ― берег, помогал, старался направить в нужное русло.

 Куда бы ни забрасывала жизнь, Владимир Скнарь всегда возвращался в Енакиево. Здесь он был своим: простым рабочим, выпускником техникума, заводчанином. Кроме журналистики и литературы, Скнарь любил изобразительное искусство, коллекционировал произведения живописи, увлекался филателией.

Свою жизнь Владимир Скнарь прожил как настоящий поэт: стремительно и бесшабашно. Но в памяти тех, кто его знал, он навсегда остался большим талантом.

Саша Русский

(«Енакиевский рабочий»)

***

В разломах былых плоскогорий,

От людных краев вдалеке,

Ковыль вне времен и историй,

На скифском шумит языке…

 

Когда ж на излете заката,

Гомером воскресшим в ночи,

Выводит гекзаметр цикада

Под небом из черной парчи

 

Как будто бы снова в кочевье

Уходит порядок земной…

И время гудит на качелях

Вперед и назад под Луной.                                                                                          

 

Владимир Скнарь

(Из цикла стихотворений «Степное отечество» (сборник «В пространстве и времени»)

 

Совместный проект газет «Енакиевский рабочий» и «Время» - «Ради правды на земле!»

 

 

Поделиться


Вернуться к списку новостей

Поделиться


Поиск


Подписка


Всего подписчиков: 17491

Реклама